Angry Birds Фанон Вики
Advertisement
Angry Birds Фанон Вики

Свинолунская война, также иногда Война за коммунизм (свинолун. Guerra del Swinoluno/Guerra por el comunismo, 17 июня 1990 — 8 января 1994) — гражданская война в Жёлтой республике (конкретнее — на Северо-Восточном острове), начавшаяся из-за желания бывшего коммунистического политика Хуана Ледонеску вернуть социалистическую власть в стране и завершившаяся победой правительственных войск.

Предпосылки[]

Основная статья: Революция 1989 года/Вселенная JP06

После начала Перестройки (1985) в ЖССР стали активизироваться националистические движения, ратовавшие за выход из Союза. К середине 1989 года большая часть населения поддерживала независимость страны. Иная ситуация была на Северо-Восточном острове, где большая часть населения была из деревень, ведь остров до сих пор был в основном аграрным. Там, в отличие от остальной страны, преобладали социалистические идеи и поддержка независимости была рекордно низкой (около 2,2%). Но и население там было небольшое, лишь около 17% от всей страны. Когда 26 июля 1989 года прошли выборы в Верховный совет ЖССР, почти все места для коммунистической партии были набраны за счёт именно этого острова.

Ход событий[]

Первые протесты (15 октября 1989 — 17 июня 1990)[]

После общереспубликанского референдума 15 октября на острове начались демонстрации против выхода из Союза, но они были малочисленные. После официального выхода из страны 22 ноября протесты стали усиливаться. 14 декабря было совершено нападение на административное здание в городе Севилосса (столица острова), за ним последовали и другие. В течение января—мая 1990 года, когда в стране стала расти безработица и инфляция, протесты стали усиливаться и даже в некоторых местах перерастать в погромы и беспорядки. 8 июня 1990 года у социалистической оппозиции появился лидер — Хуан Ледонеску, бывший Председатель Совета министров ЖССР в 1983—1988 годах. Он объявил о создании Коммунистической партии Жёлтой республики, но уже 15 июня коммунизм был запрещён, как "навязанный зелёными свиньями и угнетающий народ Жёлтой республики".

Переход в вооружённое сопротивление (17 июня — 21 сентября 1990)[]

17 июня Ледонеску объявил о создании Национальной Милитии. Уже в первый день туда записалось 200 свиней, во второй день — 600 свиней. Это означало переход мирного сопротивления в вооружённое восстание. 22 июня 1990 года было захвачено здание городского совета Севилоссы, а 24 июня — здание управы города. 25 июня была провозглашена Народная республика Северо-Восточного острова (НРСВО), а Ледонеску стал её председателем. Президент Жёлтой республики Николае Свинонеску объявил о начале гражданской войны и попросил Королевство свиней и Кабанскую республику не признавать новую страну. В течение лета были взяты под контроль большинство населённых пунктов, но портовые города всё ещё контролировались правительственными войсками.

Блокада острова (21 сентября 1990 — 2 марта 1991)[]

Swinolun (21 09 1990 - 02 03 1991)

Карта контроля НРСВО над островом с 21 сентября 1990 по 2 марта 1991 года

Поняв, что из вне поддержки для коммунистов не будет, Военно-морской флот Жёлтой республики 21 сентября 1990 года начал блокаду острова. Это стало началом "стратегии изменения мнения", цель которой — заставить народ острова поверить, что с новым правительством стало только хуже. У правительственных сил также был контроль над северным и западным портами острова. Основной задачей Национальной Милитии была попытка взять контроль над двумя оставшимися неподконтрольными им населёнными пунктами: Эль-Винисо (север) и Сан-Тартильо (запад). 5 октября началась битва за Эль-Винисо, но благодаря абсолютному превосходству в воздухе и поддержке с моря правительственные силы сохранили контроль над посёлком и 17 октября битва закончилась. 21 октября была предпринята попытка взять контроль над Сан-Тартильо, но и она не увенчалась успехом и закончилась 1 ноября.

Тем временем контингент правительственных войск увеличивался: если в июне 1990 года здесь было 2500 свиней-солдат, то к концу года их было уже 3500. Эти цифры увеличивались в основном за счёт передислокации дивизий из соседнего (Северного) острова. Поднимался вопрос об использовании авиации для бомбардировок, но было решено использовать их только в сражениях, иначе бы было больше гражданских потерь. С 1 ноября 1990 по 2 марта 1991 фронт не двигался, было лишь несколько небольших стычек.

Контрнаступление правительственных сил (2 марта — 7 мая 1991)[]

Swinolun (02 03 1991 - 07 05 1991)

Карта весеннего контрнаступления (к 7 мая 1991)

Стратегической ошибкой правительства НРСВО была уверенность в том, что основной целью контрнаступления будет столица острова. Но у армии Жёлтой республики был иной план — ударить с востока, где сил Милитии было меньше всего. 2 марта 1991 года правительственные силы высадились в портовом посёлке Ла-Рагоса и на следующий день полностью его заняли. Ледонеску объявил всеобщую мобилизацию с целью недопустить дальнейших прорывов правительственных сил. Так, численность Милитии выросла с 2500 до 4100 свиней. Однако, со снабжением у неё всё равно были большие проблемы, так что контрнаступление продолжилось, хоть и медленнее. В течение первых двух недель марта была взята оперативная пауза, поскольку такого быстрого продвижения не ожидалось и логистика не успевала за армией. Были подтянуты силы с северного берега острова и 19 марта контрнаступление возобновилось. 21 марта был взят город Пальмеро, а 4 апреля — Олтениро, находящийся чуть южнее. С 7 апреля по 7 мая велись бои за город Альтимера, находящийся южнее Олтениро, но там Национальная Милития успела закрепиться и 7 мая бои были прекращены. Контрнаступление закончилось победой правительственных сил.

Ситуация на острове (март 1991 — август 1992)[]

Блокада стала давать свои плоды — продовольствия на контролируемой Милитией территории становилось всё меньше. Продукты питания не ввозились, приходилось добывать всё своими силами. Ледонеску 1 июня 1991 года объявил о кампании "всеобщего засаждения" — любую неиспользуемую территорию необходимо превращать в огород для повышения количества продовольствия. Однако, нужна была огромная рабочая сила, которой на острове не было, поэтому полностью реализовать план не удалось. В это же время на подконтрольных правительству территорий таких проблем не было, ведь блокада их не затрагивала. ВВС Жёлтой республики сбрасывали на оккупированные территории копии фотографий с довольными и сытыми жителями городов Пальмеро и Ла-Рагоса, оказывая на население НРСВО психологическое давление. Поддержка Ледонеску падала, но не стремительно.

В ноябре 1991 года оккупированные земли перешли в состояние голода. Даже частям Милитии сократили количество приёмов пищи с трёх до двух в день. 9 ноября 1991 года была введена карточная система и политика жёсткой экономии: легковые автомобили, холодильники, пылесосы и даже телевизоры были запрещены, Радио работало лишь по 2 часа в день. Осознав, что это может привести к гибели населения, ВВС Жёлтой республики с 18 по 21 ноября сбросили несколько тонн продуктов питания для населения. На каждом из ящиков были надписи "Жёлтые своих не бросают" и "Ждите нас и мы вернёмся". После этой акции Ледонеску дал указание ПВО сбивать все самолёты ВВС ЖР, вошедшие в зону контроля Милитии. Тем не менее, ВВС ЖР смогли сбросить ещё продовольствия для населения 9 декабря 1991 и 28 февраля 1992 года. Однако, эти акции помощи не решали проблему массового голода. Население острова с января по декабрь 1991 года сократилось с 31 800 до 24 200 свиней. Ситуация складывалась явно не в пользу НРСВО.

Второе контрнаступление (5 августа — 1 сентября 1992)[]

Swinolun (05 08 1992 - 01 09 1992)

Карта августовского контрнаступления (к 1 сентября 1992)

5 августа армия Жёлтой республики начала новое контрнаступление, снова с восточной части острова. Если первое контрнаступление длилось около двух месяцев, то второе закончилось, когда не прошло и одного. 6 августа войскам было приказано отступить из города Альтимера. 7 августа началась высадка десанта с юга острова. С 11 по 25 августа велись бои за город Пареньа, находящийся западнее Пальмеро. Они закончились победой проправительственных сил. К 1 сентября фронт закрепился, поэтому этот день считается концом августовского контрнаступления. Оно показало всю недееспособность Национальной Милитии. Её численность упала с 4000 до 2900 свиней, а новых бойцов брать было неоткуда. Население острова к концу 1992 года упало до 16 700 свиней, что было меньше населения одного только города Севилосса в 1989 году (17 100 свиней). Поддержка Ледонеску падала, однако силами Милитии протесты удалось сдерживать. К 1 сентября 1992 Милития контролировала лишь город Севилосса с пригородами, а также посёлки Жетунесси и Ламиницио, расположенные восточнее.

Коллапс поддержки Ледонеску (сентябрь 1992 — декабрь 1993)[]

Swinolun (07 04 1993 - 10 04 1993)

Карта апрельского контрнаступления (к 10 апреля 1993)

В ноябре 1992 года голод принял новые, ещё более жёсткие обороты. Дефицит был почти на всё. Около 90% всех расходов уходило на Милитию, но и этого для неё было недостаточно. Земель для выращивания продуктов не хватало, а блокада продолжалась. Народ перестал надеяться на хоть какую-то победу в войне. Планы по возвращению потерянных городов и посёлков привести в действие стало просто невозможно. Все органы власти были парализованы, за всё стал отвечать лично Ледонеску, который занял должность министра обороны, внутренних дел, иностранных дел и экономики. Многие служащие Милитии начали сдаваться в плен. Восточный фронт был очень шатким и мог коллапсировать в любой день. К апрелю 1993 года всякая народная поддержка Ледонеску исчезла. Все были против него, только лишь в Милитии оставались лояльные ему свиньи. Победа Жёлтой республики была предрешена и оставалась лишь вопросом времени.

7 апреля 1993 года сдача в плен и дезертирство переросли в нечто более масштабное. Назначенные Ледонеску командующие третьей и четвёртой дивизиями в посёлках Жетунесси и Ламиницио, соответственно, капитулировали и в тот же день в посёлки вошли правительственные войска. Это событие принято называть "апрельским контрнаступлением", хотя скорее оно являлось отступлением Милитии, а не действиями армии Жёлтой республики. К 10 апреля фронт стабилизировался возле пригородов Севилоссы. Это означало победу "стратегии изменения мнения", введённой ещё в сентябре 1990 года. Милития начала коллапсировать. К декабрю 1993 года население острова сократилось до 11 900 свиней, в основном из-за Севилоссы. Оборонять город оставалось лишь 900 свиньям, оставшимся в Милитии.

Новогоднее контрнаступление и конец войны (3—8 января 1994)[]

Swinolun (03 01 1994 - 08 01 1994)

Карта новогоднего контрнаступления (к 8 января 1994)

3 января ВС Жёлтой республики начали новое, новогоднее, контрнаступление. Милитии было приказано оборонять Севилоссу и пригороды, но солдаты понимали, что это самоубийственный акт, и подняли восстание против Ледонеску 4 января. Части охраны здания Правительства НРСВО попытались их остановить, но уже 5 января они ворвались в здание и убили Ледонеску. НРСВО погрузилась в анархию, в Севилоссе происходило массовое мародёрство. 6 января в город почти без сопротивления вошли правительственные войска. Последний очаг сопротивления — 53 свиньи в посёлке Ледонеску (до 1992 и с 1994 — Питунешти) попытались защитить посёлок, но всё же капитулировали 8 января. Свинолунская война завершилась.

Последствия войны[]

Политические и военные[]

Контроль над островом вновь полностью перешёл к Жёлтой республике. Указом президента Свинонеску от 10 января Народная республика Северо-Восточного острова была официально низложена. Контингент войск на острове вырос с 2500 свиней в 1989 году до 4500 в 1994 году. Свинонеску, благодаря победе, получил высокую популярность в народе (выросла с 42% в 1990 году до 89% в 1994 году) и впоследствии победил на президентских выборах 1995 года. Одновременно с этим, он получил довольно много критики из-за блокады острова, которую считают основной причиной голода и сокращения населения. С высоких политических должностей республики (вплоть до некоторых министров) были сняты все, кто в 1970—1989 годах занимался активным продвижением коммунизма и способствовал росту его поддержки. Это вызвало некоторые споры, ведь сам Свинонеску в июле—ноябре 1989 года являлся генеральным секретарём КП ЖССР, а до этого (в 1983—1989 годах) был её вторым секретарём.

НРСВО была признана террористической и бандитской группировкой, угнетавшей и убивавшей население острова. Над всеми её высшими функционерами (министрами, военным командованием и ставленниками в городах) в ноябре 1994—марте 1995 года прошёл Свайнеградский процесс, в результате которого из 19 подсудимых 14 были приговорены к срокам от 4 до 15 лет лишения свободы, а 5 были оправданы.

Экономические и социальные[]

Война оставила гигантский отпечаток на жёлтых свиньях. На военные расходы тратилось сравнительно немного (1,2% ВВП в 1990 и 3,7% в 1991 году), но падение ВВП усиливалось за счёт утраты острова. Население Северо-Восточного острова сократилось из-за голода с 32 до 11 тысяч свиней (почти на две трети), достигнув первого значения лишь в 2012 году. ВВП острова упал на 89% (уровень 1951 года). Поддержка коммунизма как на острове, так и в стране в целом, сократилась (по опросу 1997 года эту идеологию поддерживало лишь 9,7% населения острова). Большую роль в этом сыграла "стратегия изменения мнения". Для восстановления острова в 1995 году была принята "Программа реконструкции", рассчитанная до 2010 года. Отдельные меры по восстановлению городов и посёлков принимались уже с 1991 года, после контрнаступлений. 18 мая 1994 года было создано Министерство по восстановлению и развитию Северо-Восточного острова (Минвосстановления), которое просуществовало до 10 января 2011 года.

Зелёные свиньи и кабаны в конфликте[]

После заявления о непризнании НРСВО, Королевство свиней объявило о том, что будет всячески помогать Жёлтой республике в войне. Для проведения весеннего контрнаступления 1991 года от Королевства была отправлена 89-я мотострелковая дивизия, базировавшаяся до этого в Нью-Свинском графстве. Она также принимала участие в августовском контрнаступлении, но после него была отозвана обратно по просьбе Жёлтой республики. Кабанская республика также не признала НРСВО, но не отправляла дивизии. Из добровольцев был сформирован отдельный батальон, который принимал участие лишь в весеннем контрнаступлении.

Advertisement